|
|
Заметки с полей
Многолетняя и многотрудная война вокруг Московского кинофестиваля закончилось. Правда, зрителям от мирного договора ни тепло, ни холодно.
Суть предшествующих скандалов состояла в том, что команда Михалкова никак не могла определиться, для чего каждый год тратить миллионы долларов, если на мировой арене ММКФ не котируется? Уровень конкурса невысок, и тусовка не блещет звездами. Редкие приезды именитых гостей обрастают невероятными тайнами и домыслами. (В этот раз, дабы не сесть в калошу, устроители вообще отказались называть их имена. Приедут, так приедут.) Оставалась одна спасительная зацепка: фестиваль нужен, чтобы отсматривать самые модные тенденции или просто качественное кино. Нынешний ХХIV-й смотр обкатывает эту мысль по полной программе.
Стоило сходить на церемонию открытия, и становилось все понятно. Никаких солдатских маршей, рапортов президенту и фейерверков. Собрались деловые люди, быстренько прошлись по лестнице, скоренько представили жюри и, наконец, насладились <8 женщинами> Франсуа Озона. Сам Никита Сергеевич в белом шарфе (каковой поверх фрака должен был, видимо, напомнить об артистической свободе) подбадривал собравшихся фразами типа, хватит ерундой заниматься, давайте кино смотреть. Неслыханная дерзость - отсутствие на ряде шествующих вечерних туалетов, в данном случае никого не смутила: фестиваль домашний, уютный междусобойчик - нечего наряжаться.
Буквально три года назад вся пресса громко возмущалась насчет полной неразберихи с расписанием и просмотрами. Якобы, народ не знает, на что ему ходить. В этом году вопрос с приоритетами такой же туманный. Ведь если на всех престижных фестивалях в центре внимания стоит Конкурс (именно вокруг него ведутся баталии, выбираются фавориты), на ММКФ конкурсные показы (говорю это до выхода обоймы российских фильмов; может, с ними все изменится) - не самый вкусный кусок. Для большинства киноманов главными и интересными оказываются картины, которые победили на более престижных конкурсах. Свежие каннские (<Пианист> Романа Полански или <Человек без прошлого> Аки Каурисмяки) или венецианские (<Свадьба в сезон дождей> Миры Наир) лауреаты (см. рейтинг фестивальных фильмов).
Возможно, фестиваль еще раскачается и жахнет каким-нибудь обедом В.В. Путина с Шарон Стоун, но пока у него довольно ясный образ. Это не Канны и даже не Сан-Себастьяно, где расслабленная публика перебирается из бассейнов в кино, а потом на вечеринки. В середине лета вряд ли кого-то привлечет большой и шумный город. Потому Московский смотр постепенно дрейфует к имиджу Берлинского кинофестиваля. Он становится фестивалем для профессионалов и критиков. Последних, стати сказать, как в резервацию загнали в крохотный и душный зал Госкино и накачивают пятью сеансами в день. Все счастливы. По большому счету звезды и тусовки никому не нужны, очень хочется посмотреть мировой уровень класса <А>, в то время как на европейские командировки денег нет.
Победа крепких профессионалов обернулась потерей народного интереса: жалкие кучки собравшихся у лестницы <Пушкинского> не в счет. Но так или иначе, все лучшие картины фестиваля буквально через месяц появятся в прокате. Стоит ли в таком случае палить из пушки по воробьям и раскатывать показы по десяти кинотеатрам? Для рабочего фестиваля вполне хватило бы огромного киноплекса (как в Берлине) у того же Курского вокзала. Хорошего кино очень мало, и это не вина Москвы, а нормальное положение вещей, к которому на двадцать четвертом году пришел ММКФ.
Сергей Соловьев
|